воскресенье, 31 июля 2016 г.

Латвия | Рига | Межапарк

Название района Межапарк относительно новое, оно встречается только с 1923 года. Начиная с 17 века, окрестности сегодняшнего Межапарка назывались Царский лесом, потому что в 1621 году король Швеции Густав II Адольф на территории между Яунмилгрависом и Киш-озером создал военный лагерь на территории, поросшей лесом. С течением времени народное название трансформировалось из Царского леса в Кейзермежс, и сохранилось до 1923 года.

Населенность. Позднейшие сведения о населенности этой области датируются уже 14-м веком, когда здесь находились поместья, крестьянские и рыбацкие дома, которые обеспечивали своей продукцией Ригу. В 16 веке возле Кишэзерса находилась крестьянское селение Буллю, которое было включено в Рижский предместье, позднее до середины 18 века здесь была волость Эзермалас, принадлежавшая Юмправской усадьбе. Начиная с 17 века, на месте современного Саулесдарзс находилась усадьба Гравес.

Старейшим из известных владельцев усадьбы Гравес является Я. Хиллебольд, которому она принадлежала в 1678 году, в 1693 году владельцем усадьбы уже стал префект Герхард Грен, а в 1725 году Валентин Граве, чье имя усадьба носит до сих пор. Интересно, что в выпущенной в 1791 году карте есть ссылка, что здесь находилось „усадьба” животных или ферма, но она не была усадьбой для отдыха. В конце 19-го и начале 20-го века она была собственностью семьи Ритц.

В 1913 году усадебный комплекс приобрело Латышское образовательное общество, и недвижимость была названа Солнечным садом (Saules dārzs), потому что на территории парка находятся солнечные часы. Сад был создан как центр спорта и отдыха для детей и молодежи, который быстро завоевал популярность. Во время 1-й мировой войны здесь был создан приют для детей солдат.

С 1945 по 1963 год Солнечный сад был переименован в Детский парк, а в 1963 году здесь начала работать Центральная станция юных натуралистов „Саулесдарзс”. Именно в годы советской власти территория парка все больше приходила в запустение, и былая красота парка была загублена.

После восстановления независимости Солнечный сад был передан Латвийским военным, а уже в 2000 году недвижимость была приватизирована. Теперь в здании бывшей усадьбы находится детско-юношеский футбольный центр „Skonto”.

С закатом усадьбы Гравес связана также легенда — как раз перед тем, как последний владелец покинул усадьбу, расцвела агава, которой было более пятнадцати лет. Зная, что агава после цветения погибает, этот расцвет символизировал начала упадка усадьбы.

Место развлечения. В начале 18 века здесь начали создаваться первые места для отдыха и развлечений. В начале 1901 года, отмечая 700-летний юбилей Риги, Рижская Дума предложила основать общественный парк, а часть территории отдать под застройку дач. Подобная идея уже в конце 19 века была высказана Рижским планировщиком Густавом Адольфом Агте и ландшафтным архитектором Георгом Куфалдтом, который предложил прилегающий к Кишэзерсу лес и дюнную зону превратить в парк отдыха для рижан и создать место, где семьи могли бы вместе проводить время, отдыхать и развлекаться. Парк планировалось создать, приняв за образец парки Германии и Великобритании.

Промышленность. Во второй половине 19 века, с бурным развитием промышленности, многие предприятия и здесь пытались создать небольшие филиалы фабрик, но все же это не стало традицией, и строительное управление города издало указ в самом начале 20 века, который запрещал создание фабрик и промышленных предприятий в Межапарке.

Депортации. В 1941 году в Сибирь были сосланы 143 жителя Межапарка, а большая часть жителей, которые не были депортированы, бежали в Западную Европу. Военные разгромили большую часть домов, в 1941 году здесь оставались заселенными менее 1/3 из всех жилых домов.

Концлагерь Кайзервальд (Межапарк) во время второй мировой войны

Концлагери Риги:

1929 год, желтым цветом обозначено место, где в 1943 году нацистами будет устроен лагерь Кайзервальд (Межапарк):

Фотографии Чрезвычайной комиссии 1944 года
Лагерь после освобождения Риги, 25 октября 1944 год:

Внутренний вид барака:

Внутренний вид барака лагеря после угона заключенных в Германию в начале октября 1944 г.:


Фотографии послевоенного периода
Сохранившиеся бараки на месте бывшего лагеря в 1950-60-х гг.:


Современные фотографии
Вид на место бывшего лагеря, 2009 г.:

Наложение плана лагеря на спутниковое фото района:


Про Woodison

То, что окружающие считали воинской частью, построенной в советское время, является самым старым сохранившимся нефтяным терминалом в Риге. Объект был построен в 1942-43-м году нацистами, возможно используя рабский труд узников располагавшегося неподалёку концентрационного лагеря "Кайзервальд". С причалов Милгрависа подземные трубы подают нефть в подземные же хранилища, которые со стороны выглядят, как обычные дюны. На трубах и резервуарах сохранились фирмиенные клейма заводов Круппа. Не знаю использовались ли хранилища в советское время, однако как тренировачный лагерь сов. армии терминал использовали точно. Сам терминал до сих пор работает - сейчас это небольшое предприятие "Wudisson termināls".

В парке - три горизонтальных десятитысячника (!). Полное противобомбовое укрытие. Здоровенный каземат, насосная станция. Резервуары клёпаные. Труба под землёй почти два километра до причала (конец улицы Твайка, точнее - кольцо какого-то трамвая, улочка, кажется Дегвиелас, уходит вниз).
По решению думы база в парке закрывается, на этом месте собираются строить развлекательный комплекс.

Нет, именно к причалу JM-16 - труба идёт под или рядом с железной дорогой. Ман-Тесса тогда не было, точнее глубины в 40-х там были метра три.
Что касается улочки Дегвиелас, от кольца трамвая на Твайка к воде - она на картах есть.
Вуудисон - это наследник некогда (91-95) известного нефтетрейдера Лат-Вест-Ист (того, в руководстве которого старшие офицеры КГБ и ГРУ, включая нач. контрразведки ПрибВо, помните, наверное началдо 90-х)

В 70-80 года на этой нефтебазе служило порядка батальона советских войск. Была так же армейская пожарная часть. Она нередко участвовала в тушении гражданских пожаров. В частности первыми прибывали на пожары бывших дровяных сараев возле домов на пр. Виестура 81 и 85.
Было свое подсобное хозяйство в виде свинарника, баранов и овец.

Сначала забор части был деревянный. В 80-х его стали менять на бетонный. Через временно отсутствующие несколько секций забора просочилось порядка двадцати овец и несколько баранов. Они создали автомобильную пробку на Виестура, а потом разбрелись по дворам близлежащих домов.

Будучи тогда еще мальчишками, участвовали в загоне стада обратно в часть. Вычислили, что овцы стараются держаться вблизи самого крупного барана. Сконцентрировали все усилия на его загоне в часть. Тогда и остальное стадо последовало за ними, где было принято подоспевшими солдатиками.
Что интересно, охраной нефтебазы занимался ВОХР. Бабульки и дедульки с карабинами СКС видимо охраняли не только нефтебазу, но и препятствовали воровству и продаже бензина солдатиками на "гражданку".

Кстати ж/д ветка через пр. Виестура после строительства виадука на пр. Межа была закатана под асфальт...
Видимо теперь на эту базу составам путь заказан.
Кстати... Еще помню, как возле этой базы с её ж/д ветки прямо на пр. Виестура часа в два ночи выгружали с ж/д платформы танк. Это если не ошибаюсь было в начале 200-х. Выгружали автокраном прямо на дорогу. Гусеницы у танка были резиновые.

Советская воинская часть в Межапарке

Воинская часть находилась в Межапарке, и представляла из себя огромную территорию на который распологались казармы, гаражи, склады, административные корпуса, тренировочный комплекс и три небольших бункера, двое из них использовались как командные пункты. На территорию было три въезда, как и в каждой ВЧ, въезд и выезд строго контролировался КПП.


С 2010 года здания на территории начали демонтировать в связи с прокладкой новой дороги, которая соединила гравис и тейку, к началу 2012 года завершился фактически полный демонтаж территории. В последствии, остался только бетонный забор, который был поставлен вокруг территории.


Все подземные убежища и командные пункты были изначально вскрыты и уничтожены. В конце 2009 года в главном командном пункте можно было обнаружить новый коммутатор в коробке, план ВЧ и много другой интересной информации, но уже к середине 2010 года все было разбомблено и растаскано мародёрами и вандалами.

Сейчас объект полностью утерян и не представляет ни какой ценности даже для мародёров, на его месте остатки построек и разрытая земля, а на большей части бывшей территории проходит новая автострада.

Жители Риги травятся наследием армии СССР

MK.ru | 3 мая 2005, 14:18
http://rus.delfi.lv/

На территории Рижского свободного порта при загадочных обстоятельствах отравились трое рабочих; один из них погиб. Госслужбы и владельцы порта выдвигают противоречивые версии.

Прямо в пекло

Трое сантехников из эксплуатационной службы порта, проводивших ремонт водопровода на саркандаугавском предприятии Man-Tess, получили задание — спуститься в шахту и перекрыть вентиль. Первым пошел 28-летний рабочий. Но через несколько минут связь с ним прервалась. На поверхности почувствовали, что случилось что-то неладное, и отправили в шахту второго сантехника, предварительно обвязав его тросом. Но вскоре и тот перестал подавать сигналы. Третий рабочий не стал рисковать и попытался спасти своего коллегу, воспользовавшись привязанным к нему тросом.

Ему удалось вытащить своего пострадавшего напарника, наглотавшись при этом ядовитых испарений. После этого на нефтетерминал вызвали спасателей, "скорую", газовщиков и другие службы. Однако спасти рабочего, спустившегося в шахту первым, не удалось. Он умер в больнице от последствий острого отравления неизвестным газом. Двое других получили отравления различной степени тяжести. На месте аварии побывали сотрудники Латвийской трудовой инспекции. По предварительной информации, грубых нарушений правил техники безопасности допущено не было: в шахте работали минимум два человека (согласно правилам, один спускается, второй страхует наверху), и рабочие пользовались ремнями безопасности. Отсутствие такого ремня на погибшем сантехнике объяснили тем, что, дескать, он случайно соскочил. Руководство предприятия выразило соболезнования родственникам и готовность погасить любые издержки, связанные с несчастным случаем. Полиция проводит проверку.

Болотом здесь не пахнет

Сразу после ЧП появились две взаимоисключающих версии. Первая, озвученная членом правления компании Man-Tess Карлисом Лицисом, предполагает, что на дне шахты скопился так называемый болотный газ. Лицис уверен, что на Саркандаугаве это рядовое явление, поскольку микрорайон, дескать, стоит на осушенном болоте.

Впрочем, член правления тут же подверг сомнению собственную версию, заявив, что за всю свою деятельность он не сталкивался ни с чем подобным. Кроме того, теоретически рабочие могли отравиться аммиаком или сероводородом, которые образуются при разложении большой массы органических отходов.

Но такие отравления получают, как правило, при чистке выгребных ям и канализационных колодцев. Вторую версию выдвинули специалисты предприятия Latvijas gaze. Они обследовали место происшествия и пришли к выводу, что ядовитый газ, убивший сантехника, не является горючей смесью. Таким образом, противоречивая версия Лициса оказалась полностью несостоятельной. Ведь основа болотного газа -- это метан, который легко воспламеняется и в смеси с воздухом образует взрывоопасную смесь. Его еще называют рудничным газом, так как он является причиной взрывов на каменноугольных и других шахтах.

Кроме того, метан не является ядовитым газом. Шахтеры дышат им каждый день, и, если чем и травятся, так только угарным газом, который образуется в результате неполного сгорания метана в условиях дефицита кислорода. Аммиак и сероводород также исключаются по причине своей горючести.

Остается два варианта: либо в шахту специально закачали ядовитый, притом устойчивый в внешним воздействиям газ (как вариант -- жидкость, образующую смертоносные пары), либо сантехники отравились тем, что самопроизвольно просочилось из почвы. Поскольку диверсия маловероятна, остается второй вариант. Но откуда яд мог появиться в шахте? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории.

Мина замедленного действия

До начала 90-х часть Рижского свободного порта, находившегося на улице Твайка, являлась частью секретной военной базой. В Межапарке, на территории предприятия Vudisona terminals, глубоко под землей находились емкости для хранения горюче-смазочных материалов. Сетью подземных трубопроводов склад соединялся с портом, обеспечивая в случае необходимости заправку военных судов. Кроме того, на берегу Даугавы находились склады с присадками для авиационного топлива.

О токсичности этих присадок говорит тот факт, что, по инструкции, заходить в помещения, в которых они хранились, можно было только в противогазах. Если такая смесь попадала на кожу, появлялся сильнейший химический ожог. Естественно, что-то попадало и в почву. После строительства секретного военного объекта и с увеличением перевалки нефтепродуктов через Рижский порт состояние грунтовых вод в этом районе стремительно ухудшилось. Чтобы не поднимать панику среди местных жителей, было принято решение забетонировать все колодцы в этом районе.

После того как армия ушла, остались бесхозными огромное количество бочек с токсичными присадками и топливом. Новые владельцы порта часть из них сожгли, часть слили в Даугаву или закопали в земле. В распоряжении полиции имеются данные, что многие рабочие, которые принимали участие в уничтожении опасных отходов, получили сильные химические отравления; кто-то скоропостижно скончался. А яд, попав в почву, стал мигрировать вместе с грунтовыми водами. Вполне вероятно, что токсичная жидкость скопилась в канализационной шахте и привела к образованию смертельно опасных паров. Если официальные власти признают существование этой проблемы, Рижскому порту придется вложить огромные суммы в улучшение экологии.

Увы, правду об этом трагическом случае мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Практика показывает, что расследования несчастных случаев в порту обычно заканчивается короткой самоубийственной формулировкой: "несоблюдение правил безопасности, повлекшее за собой тяжелые последствия".

В качестве яркого примера можно привести взрыв резервуара для сбора балластной воды с судов на территории предприятия Eko osta 13 января 2003 года. Согласно официальной версии, один человек погиб и двое были ранены в результате взрыва неизвестной "жидкости коричневого цвета" (цитата из заключения экспертов), спровоцированного искрой из сварочного аппарата. Однако по сведениям неофициальных источников, этой таинственной смесью были 200 тонн нагретого контрабандного мазута. В любом случае, виноватыми остались простые рабочие. Похоже, история может повториться…

Открытый ледовый каток в Межапарке

0 коммент.:

Отправить комментарий